Биография

Всё началось в шестьдесят восьмом. Мы жили в бараке возле огромного завода, где постоянно жужжал и щёлкал большой подъёмный кран. Вот это была музыка! Она ощущалась даже телом и звучала целыми днями, неделями, годами. Лишь по выходным наступала тишина. Это была невыносимая тишина, и в доме включалось радио или грампластинка на старой радиоле.
С несознательного возраста помню «Смоленский гусачок».
У приехавшего однажды папы попросил «гиталу», но детских гитар в магазинах не было, и папа купил игрушечный автомат, после чего снова уехал навсегда.

При поступлении в музыкальную школу, вместо общепринятой песенки «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…», спел «Не думай о секундах свысока…», и был зачислен тут же. Однако детского терпения не хватило на постижение бескрайних просторов музыкального искусства – я променял их на безделье…

Школа была совсем не рядом с домом – можно было успеть состариться по дороге.  И покурить осеннюю листву. И говорить, что не куришь тётеньке-логопеду, которая  терпеливо сражалась за непроизносимую «Р».
А потом были переезды, и  пьющий отчим..  И новая школа, в которую вообще приходилось ездить на троллейбусах с пересадкой. . И зимние обнимашки с тёплой батареей до начала уроков…  И двойки по рисованию, и назначение старостой школьного хора с тройками по пению. Это что-то необъяснимое. «А почему Баль получает тройки по пению?», – спрашивали мои одноклассники и, наверное, спросите вы. А просто школьный маэстро считал, что я могу петь лучше. Только ленюсь.

Испытывая взаимную ненависть к школе, а потом уже и к Родине, начал мечтать о загранице, и после 8-ми классов отправился поступать в Рижское мореходное училище. Узнал там, как расшифровывается слово КУРСАНТ (Казённая Универсальная Рабочая Сила Абсолютно Нежелающая Трудиться) и завалил экзамен по математике. Вернувшись домой, сдал документы в ближайшее ПТУ.
И теперь имею незаменимый в мирной жизни третий разряд слесаря.

Примерно в эту пору то и дело начали появляться собственные песенки под собственный аккомпанемент.
В ПТУ был мой первый ВИА (Вокально-инструментальный ансамбль) и несколько единомышленников. Мы репетировали в одной из гулких комнат мужского  общежития, где, в образе родного Советского строя, отвратно звучала  погнутая чёрная ударная установка. А с нею вместе и красный электроорган «Юность»..
А потом ещё я был насильно зачислен в ансамбль «Весёлая балалайка», в главном Дворце культуры. Там семеро балбесов-переростков с загадочно-безразличными рожами и следами никотина на губах, отбывая повинность, «шкрябали» ленивыми пальцами по балалаечным нервам.

Первая моя победа с гитарой в руках состоялась в 1985-м. Это был конкурс военно-патриотической песни к 23-му февраля.
Я пел какую-то пронзительную, но, в отличие от других конкурсантов, свою собственную, авторскую лажу… Познакомился на этом конкурсе с настоящим поэтом, и он сосватал меня в настоящий, взрослый ВИА «Оптимисты» при Доме культуры Могилёвского автозавода. Там мы играли всякое, – от советского патриотического пафоса до эстрадной глупости и довольно много гастролировали. В середине апреля 1986-го года выступали по районам Гомельской области. Я до сих пор помню концерт в городе Хойники. Шикарный приём, о котором можно было только мечтать. Публика неистовствовала, заведённая нашим выступлением. Казалось, такое возможно лишь перед концом света…
В общем-то, так и произошло. Через неделю, в субботу 26 апреля, для Хойников и многих других городов «Чернобыльской зоны», наступил конец света.

С ноября 1986-го по ноябрь 1988-го, я честно выполнял свой мужской долг перед Родиной в вооружённых силах, – учился защищать её от потенциальных врагов. Имею незаменимый в мирной жизни третий разряд связиста ЗАС. Критическая концентрация уставной и неуставной тупости, наряду с моим безнадёжным желанием ускорить ход времени, будоражили нервы и шевелили разум. В ту пору сочинялось очень много песен. Я записывал их в тетрадки и на магнитофонные плёнки. Они были у меня вместо дембельского альбома. Окончив службу, я привёз их домой и зачем-то хранил шесть лет. Но однажды, весенним утром, собрал всё это в один большой картофельный мешок, привязал к велосипеду и поехал в сторону Днепра. Я был полон решимости сжечь свои труды.
И у меня получилось…

Потом я работал в Народном театре Дома культуры Могилёвского автозавода, где обнаружилось отсутствие у меня актёрских данных. Даже Дед Мороз получался неуклюжим,  скользя валенками по паркету возле ёлки. А когда я стал руководителем эстрадного оркестра (ВИА), – обнаружилось бесперспективное нежелание играть в кабаках. И я был не один. Наш коллектив мы назвали «Поле чудес», и охотно участвовали в первых городских рок-фестивалях. Как только в 1990 году на телевидении появилось «капитал-шоу «Поле чудес», – наше название срочно нужно было менять. Сменили почему-то на «Юрьев день». Но ненадолго. В стране и в нас наступало время расколов и кризисов. Уж такие они,  90-е годы…  Последняя  репетиция группы состоялась 4 января 1992-го.

С февраля по март 1992 года – наработался «музыкантом 1-й категории» в Могилёвской областной филармонии. За месяц довелось прилично поколесить с концертами по колхозам и совхозам, где не было нормальных дорог, а то и вовсе никаких дорог не было.  Застревал наш автобус и на помощь порой приходил трактор, который тоже застревал. Вот уж весело было, когда ему на выручку приходил другой трактор, и уже два трактора тянули нас, закапываясь в грязь, ради внедрения культуры в массы. Больше радоваться особо было не с чего. Ведь выступления наши проходили «под плюс» и моя функция заключалась в специфическом «подёргивании» в такт попсе с гитарой в руках, шнур от которой был привязан к стулу где-то в районе клавишника…

Потом я руководил кружками художественной самодеятельности в областном педагогическом лицее и в городском центре досуга. Имею незаменимый в мирной жизни «третий разряд руководителя кружка».

А ещё, в самые трудные времена 90-х годов, успел поработать на стройке в Израиле и поторговать книжками на обоих вокзалах родного города.

В 1993 году неожиданно поступил на учёбу в Могилёвское училище культуры на отделение хоровое дирижирование. Было забавно. На выпускном экзамене почему-то стал сбиваться с переменного размера и от того корчил рожицы хору, стоя, естественно, спиной к педагогам.
Хор улыбался, даже ржал (благо, песня была весёлая), и педагоги в комиссии были уверены, что именно так было задумано. Экзамен превратился в  жизнерадостное действо, по окончании которого прозвучали слова: Поздравляем вас !!! Экзамен сдали все, но особенно нам понравился Александр Баль.

С 1995 года служил в Могилёвском областном драматическом театре заведующим музыкальной частью. Сочинял песни для театральных постановок.
С особым удовольствием – для сказок. Параллельно несколько лет преподавал в Могилёвском Училище культуры предмет «музыкальное оформление спектакля», где окончательно выяснилось отсутствие у меня педагогических данных.
В декабре 2021 года пришлось уйти из театра.
И теперь у меня есть незаменимый в мирной жизни опыт проигранной борьбы с варварами и вандалами.

1996 г.  Лауреат международного фестиваля авторской песни «ПЕТЕРБУРГСКИЙ АККОРД»

1998 г. Лауреат I республиканского фестиваля театральной молодёжи
«за создание и исполнение моно-спектакля «ВОЙНА».

1999 г. Лауреат ГРУШИНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ.

2001 г.  Лауреат II Республиканского фестиваля театральной молодёжи.

2021 г. –  Лауреат фестиваля авторской песни “Покровский собор”